Мысли о...



Свободное время учителя — это корень, питающий ветви педагогического творчества.

В. А. Сухомлинский

Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам.
В. А. Сухомлинский

Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.
К.Д. Ушинский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский

Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.
К.Д. Ушинский

Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться.
А.С. Макаренко

Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием.
А.С. Макаренко
Педагогика – это наука о росте человека, она обращена к становящемуся, развивающемуся, совершенствующимся в человеке.
М.С. Шагинян

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Л.С. Выготский

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Образование – клад, труд – ключ к нему.
П. Буаст

Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему отечеству.
А.С. Грибоедов

Образованный человек – это человек, имеющий своё собственное мировоззрение, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни.
Н.А. Рубакин

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
К.С. Станиславский

…Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, – это не «багаж» знаний, а уменье владеть этим «багажом».
А.Н. Несмеянов

Заменой семейному воспитанию школы никогда в жизни стать не смогут; они могут служить миру в качестве дополнения к такому воспитанию и для заполнения его пробелов. Их высшая цель может состоять лишь в том, чтобы закрепить, усилить и расширить для своих целей дух семейной жизни
И. Песталоцци

После хлеба, самое важное для народа – школа.
Ж. Дантон

Не школа преобразовывает жизнь, а напротив того, жизнь создаёт для себя школу и приспосабливает её к своим потребностям и стремлениям.
Д.И. Писарев

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. Барбюс

Школа как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от неё должны исходить воспитательные силы.
А.В. Луначарский

Путь к реформе школы идёт через реформу учителя.
С.Т. Шацкий

Вся школа… и в 1917, и в 2010 г., и в 530 г. должна одинаково иметь одну и ту же цель – воспитание человека как человека.
П.П. Блонский

Школа – это духовная колыбель народа. Чем больше заботы о своей колыбели проявляет народ, тем блистательнее его будущее.
В.А. Сухомлинский

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Ф. Энгельс

Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек.
Софолк

Да совершенен будет человек… и на всякое дело уготован.
Ф. Скорина

Каждый человек может сделать гораздо больше того, что сам он об этом думает.
М.М. Пришвин

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.
А.Н. Толстой

Как небольшие сосуды с узким горлышком не могут принять на себя сразу жидкость, а наполняются ниспадающими каплями, так и ум детей: что превосходит их понятия, не войдёт им в голову, ещё мало к тому подготовленную.
Квинтилиан

Знать хорошо человека – знать самого себя.
В. Шекспир

Мы наделены медленно протекающей юностью, чтобы никто не испытывал недостатка во времени для подготовки к жизни.
Я.А. Коменский

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничание, модничание, тщеславие.
И. Кант

Юность весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни.
Я.Б. Княжнин

Юность – время отваги.
Стендаль

Если дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадёжными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
Я.А. Коменский

Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться; у нас будут юные и учёные, и старые дети. У детства свои, ему свойственные, способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменять их нашими.
Ж.Ж. Руссо
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж. Руссо

Дитя не может ясно различать границ между шуткою и правдою.
С.Т. Аксаков

Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.
А.С. Пушкин

О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.
И.С. Тургенев

Пора первой любви – важная воспитательная пора в жизни юноши. Полюбив, он внезапно подле своего «я» увидел другое, о существовании которого не подозревал; любовь пробила в его сердце брешь, брешь в которую теперь и проникнут первые чувства к другим людям и к другим людям и любовь к человечеству.
Н.В. Шелгунов

Юность по природе склонна к самоуверенности и слишком себя переоценивает.
Н.Г. Чернышевский

Дайте детству созреть в детях.
А.В. Луначарский

Детвора не знает, не понимает что хорошо и что плохо, надо её учить различать это. Она не обладает ещё сильной волей, поэтому надо прощать детям их шалости и не сердиться на них.
Ф.Э Дзержинский

Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний.
С.Т. Шацкий

Знать хорошее, важнее, чем знать много.
Ж.Ж. Руссо
Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо.
Д. Дидро

Человек родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением.
Н.И. Лобачевский

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
М. Монтель

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
Я.А. Коменский

Кто учит других, тот обучает сам себя, не только потому, что повторением он укрепляет усвоенные знания, но и потому, что получает возможность глубже проникнуть в предмет.
Я.А. Коменский

Учитель не должен учить столько, сколько сам может, но столько, сколько может ученик понять.
Я.А. Коменский

Следует всё изучать не для школы, а для жизни, чтобы ничто по выходе из школы не улетало на ветер.
Я.А. Коменский

Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть непереваримые.
А.И. Герцен

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребёнок усвоит их налету.
К.Д. Ушинский

Детям очень много можно объяснить очень легко, лишь бы только объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком.
Н.Г. Чернышевский

Чем объяснить такой общеизвестный факт, как непомерное развитие репетиторства? Ничем иным, кроме дурного ведения преподавания. При рациональном ведении дела могут быть худшие и лучшие ученики, но не может быть резкой разницы между учениками, не может быть решительно неуспевающих.
А.Е. Богданович

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
В.И. Ленин

Без собственных усилий никто никогда своей цели не добивается. Никакая помощь со стороны не может заменить своих собственных усилий.
Н.А. Рубакин

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Н.А. Рубакин

Чужие указания – не более как совещательный голос.
Н.А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.
Н.А. Рубакин

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передовая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.
Э. Тельман

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
К. Гельвеций

… У всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются ещё известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нём голос совести и чести, возродить его.
Н.Г. Чернышевский

Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.
Л.Н. Толстой

Чем сложнее жизнь трем сложнее воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание.
П.Ф. Каптерев

Искусство организации в том и состоит, чтобы из каждого человека взять то хорошее, что он может дать, поставить его в такие условия, чтобы это хорошее могло развиться.
Н.К. Крупская

В деле воспитания следовало бы позаботиться о том, чтобы на ряду с заботой о развитии индивидуальных способностей у каждого человека воспитать в нём также чувство ответственности по отношению к своим ближним.
А. Эйнштейн

Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
А.С. Макаренко

Воспитание – это, прежде всего, человековедение.
В.А. Сухомлинский

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Л. Колумелла

Так как часто сами взрослые нарушают правила нравственности, то не удивительно, что и дети также подражают тому, что видят у других.
Я.А. Коменский

Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается; если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний.
Я.А. Каменский

Как не следует пренебрежительно относиться к вопросам детей, так нужно позаботиться о том, чтобы они не получали лживых и уклончивых ответов. Они без труда замечают пренебрежительное отношение или обман и быстро усваивают небрежность, притворство и фальшь, наблюдаемые ими у других.
Д. Локк

Тысячу раз порицай и пристыди, но один раз дай пример: этот один пример сделай гораздо больше, чем целая бочка наставлений.
Х. Абовян

Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят.
В.Г. Белинский

Убеждения внушаются теорией, поведения же формируется примером.
А.И. Герцен

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением.
К.Д. Ушинский

Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим своё достоинство.
Н.Г. Чернышевский

Наказание никогда не воспитывает и не может быть элементом воспитания … Нравственную боль безнравственно лечит физическою болью.
М.В. Родевич

Всякое наказание есть унижение, обида; а унижение разве может воспитывать, возвышать нравственно? Каждый из нас, конечно, сам переживал состояние мальчика, сделавшего известный проступок, состояние мучительное, сжимающее сердце, собирающее в себя, упрекающее; подобное состояние всегда есть больное нравственное состояние…
М.В. Родевич

Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.
А.П. Чехов

Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях.
Я. Корчак

Слёзы упрямства и каприза – это слёзы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опёки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявления плохого самочувствия и всегда - страдание.
Я. Корчак

Без игры ребёнок не может так нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребят не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи.
В.Н. Сорока – Росинский

Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
А.С. Макаренко

Ничто так человека не учит как опыт.
А.С. Макаренко

Считай всех товарищей по учению за друзей и братьев. Живи со всеми дружно. Не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязайся прилежанием.
Я.А. Коменский

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.
В.Г. Белинский

Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных.
Д.И. Менделеев

С самых ранних лет необходимо ставить ребёнка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче школа должна всячески способствовать развитию общественных инстинктов в детях и подростках.
Н.К. Крупская

Надо развивать в человеке гражданина, надо развивать такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствами и мыслью социально.
А.В. Луначарский

Всегда стремитесь действовать на весь класс, вырабатывать во всём классе известное настроение и отношение; в особенности в начале учебного года имейте дело с классом и не увлекайтесь вознёй с отдельными детьми; чем больше усилий вы положите на воспитание коллектива, тем меньше вам придётся в будущем тратить силы на отдельных детей: сам детский коллектив перевоспитает их.
П. Блонский

Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами.
А.С. Макаренко

Контроль общественного мнения большого авторитетного и любимого школьного коллектива закаляют характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения.
А.С. Макаренко

В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но не имеет и возможности безнаказанно издеваться, куражиться или насильничать над самым слабым членом коллектива.
А.С. Макаренко

Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.
В.А. Сухомлинский

Коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет.
В.А. Сухомлинский

Что может быть страшнее - проповедовать принципы коллективизма и в то же время пестовать индивидуалистов.
В.Ф. Тендряков

Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; и все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за неё, – если он может принести этим ей пользу?
Цицерон

Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству.
Ж.Ж. Руссо

Есть преступление, которое не искупается, – это измена родине.
П. Буаст
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон

Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В.Г. Белинский

Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины.
И.П. Павлов

Большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живёшь …
Л.М. Леонов

Не может быть и речи о формировании души патриота, преданности идеям и идеалам, если в детстве, отрочестве, ранней юности ваш питомец не отдавал сил своей души для радостей другого человека.
В.А. Сухомлинский

Очень важно, чтобы детям было дорого всё созданное старшими поколениями, всё добытое завоёванное в тяжёлой борьбе за свободу и независимость Отечества, за счастье трудящихся.
В.А. Сухомлинский

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
К. Маркс

Самый лучший человек не то, кто поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим.
Аристотель

Закон естественный в том наиболее соблюдаем бывает: то делать всем другим, что самому любо иметь от всех других, и того не делать другим, чего сам не хочешь от них иметь.
Ф. Скорина

Нищете материальной не трудно помочь нищете души – невозможно.
М. Монтень

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Б. Паскаль

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие льстивостью.
Д. Локк

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лики.
Гёте

Учением вредным с юных дней
Нам стоит раз лишь напитаться,
А там во всех твоих поступках и делах,
Каков ни будь ты на словах,
А всё им будешь отзываться.
И.А. Крылов

Ни ищете преждевременно сделать вашего ученика ботаником, зоологом, приучите его, прежде всего, быть человеком.
В.Ф. Одоевский

Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества.
И.С. Тургенев

Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надёжный человек.
К.Д. Ушинский

…Воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке.
К.Д. Ушинский

Если вы хотите воспитать вполне человека, то более всего пробудите в нём чувства любви и братства…развеете всеми от нас зависящими средствами любовь к добру…внушая сильнейшее отвращение ко всякому насилию, угнетению, обману, несправедливости.
В.И. Водовозов

Но даже самой высокой нравственности человек не может не пострадать от дурного сообщества. Конечно, он не станет подражать грязным делам, но, естественную чистоту души потеряет.
Н.Г. Чернышевский

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
Л.Н. Толстой

Не верте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
Л.Н. Толстой

Самое простое и короткое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше.
Л.Н. Толстой

Люди различаются ещё тем, что одни, прежде всего, думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают.
Л.Н. Толстой

Какое пышное развитие мог бы получить ум, какая энергия убеждений родилась бы в человеке и слилась со всем существом его если бы его с первых лет приучали думать о том, что делает, если бы каждое дело совершалось ребёнком с сознанием его необходимости и справедливости, если бы он привык сам отдавать себе отчёт в своих действиях.
Н.А. Добролюбов

Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется здание нравственности и благородства.
Н.А. Добролюбов

Только тогда поступки имеют нравственную и педагогическую ценность, когда они искренне и разумно мотивированы.
П.Ф. Каптерев

Ребёнок воспринимает горе тех, кого любит. На его юную душу влияет малейшая, казалась бы, мелочь, поэтому надо остерегаться при детях быть самим безнравственными, раздражительными, ссорится. Ругаться, сплетничать и, что всего хуже, поступать в разрез со своими словами; ребёнок это заметит и если даже не запомнит, то всё же в нём останется след и из этих следов, из этих впечатлений детства сформируется фундамент его души, совести и моральной силы.
Ф.Э. Дзержинский

Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянные упражнения в правильном поступке.
А.С. Макаренко

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, всё равно в чём – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
А.С. Макаренко

Радость отдавать себя людям неизмеримо выше радости брать с них… именно на эти две категории делятся все люди без изъятия.
Л.М. Леонов

Человеческая гордость за свой труд – важнейший источник нравственной чистоты и благородства.
В.А. Сухомлинский

Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребёнка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости в преодолении трудностей в других делах.
В.А. Сухомлинский

Эмоциональная невоспитанность рождается там, где благородные душевные порывы не соединяются с волевыми усилиями, где человек не побуждается к творению добра и счастья для других.
В.А. Сухомлинский

Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а нет смех и ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости.
Я.А. Коменский

Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей.
Я.А. Коменский

Школа без дисциплины, есть мельница без воды. Как мельница тотчас останавливается, если отвести от неё воду, так по необходимости все разваливается в школе, у неё отнять дисциплину.
Я.А. Коменский

Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует.
А. Дистервег

Задача дисциплины заключается не в развитии исполнительности и послушания, а в развитии способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий.
П.Ф. Каптерев

Если чувство дисциплины воспитывается трудовым процессом, то дисциплина перестаёт быть внешней.
Н.К. Крупская

Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, – худший вид нравственного воспитания.
А.С. Макаренко

Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность…его убеждённость… Всё, что есть в коллективе, в конечном счёте принимает форму дисциплины.
А.С. Макаренко

Всякое излишество есть порок.
Сенека

Природа просит только необходимого и довольствуется немногим, так что уподобляется безумцу человек, объятый горячкой приобретения имущества, которое истерзает и утомит его.
Я.А. Коменский

Человек, который имеет больше, чем ему нужно на жизнь, – выродок.
Р. Роллан

Если ребёнок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью со всем светским обществом, если он растёт жадным потребителям, – это и есть воспитание индивидуалиста, который потом может принести много вреда и всему обществу и самому себе.
А.С. Макаренко

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пыль, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.
А. Сент-Экзюпери

Где обрел человек беспечное проживание, там человек как цельная натура.
Ч.Т. Айтматов

Человек, бесцеремонно попирающей и уничтожающий растения, суровый и беспощадный к животным, человек, которому ничего не стоит убить живое существо, – такой человек будет жесток и к людям, он будет не в состоянии уважать их личность и права.
П.Ф. Каптерев

Природа для меня, огонь, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накапливающий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
М.М. Пришвин

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять  природу – значит охранять родину.
М.М. Пришвин

В лесах – наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи.
К.Г. Паустовский

Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
К.Г. Паустовский

Основное и решающее заключается в том, чтобы ребёнок не только любовался красотой окружающей его жизни, но и в меру своих сил помогал сохранять и умножать эту красоту.
В.А. Сухомлинский

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
К. Маркс

Главным руководителем, который должен нас направлять при профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование.
К. Маркс

Труд…первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
В. Энгельс

Без привычки к труду дети не обучатся ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни, наконец, тому, что в наибольшей степени составляет добродетель, – способность стыдиться: ибо в этих занятиях обычно к человеку приходит стыдливость.
Демокрит

Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают в пользу ума…
Ж.Ж. Руссо

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский

Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требует труда…
К.Д. Ушинский

Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть не приятен тогда, когда превышает их.
Н.Г. Чернышевский

Благо людей в жизни. А жизнь в работе.
Л.Н. Толстой

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д.И. Менделеев

Человек формируется не с помощью услышанного и сказанного, а трудом и деятельностью.
А. Эйнштейн

Всё, что делается легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности.
Л.М. Толстой

Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища и богатства культуры не принесут радости.
В.А. Сухомлинский

Труд – это не только лопата и плуг, но и мысль. Как важно, чтобы питомцы наши постигли на собственном опыте, что мысль – это не лёгкий труд, и как раз его сложность, трудность и приносит человеку большую радость.
В.А. Сухомлинский

Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности  и многогранности человека нельзя воспитывать.
В.А. Сухомлинский

По-настоящему полюбить труд можно только тогда, когда полюбишь то, для чего этот труд нужен.
В.Ф. Тендряков

Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.
В.Г. Белинский

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства Прекрасного.
Р. Тагор

Мы хотим, что бы наша школа была не только строго научной и трудовой, но и эстетической.
А.В. Луначарский

Все те приёмы, при помощи которых человек может делать всё вокруг себя изящным, красивым, содержащим радость, – всё это должно быть предметом эстетического образования.
А.В. Луначарский

Основная задача человека – сделать себя и все вокруг себя красивым.
А.В. Луначарский

Кто чувствует красоту, тот может уловить и понять сущность жизни настоящего человека.
Ф.Э. Дзержинский

Молодёжь всегда красива, если она правильно воспитывается, правильно живёт, правильно работает, правильно радуется.
А.С. Макаренко

Великая тайна воспитания состоит в том, что физические упражнения и употребления духовные всегда служат отдыхом друг для друга.
Ж.Ж. Руссо

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н. Толстой

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство.
Л.Н. Толстой

Если ты молодой человек, ещё никогда не пивший, ещё не отравленный ядом вина, – дорожи своей не испорченностью и свободой от соблазна. Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будит побороть его. И не верь, чтобы вино увеличило твоё веселье. В твои годы свойственно веселье истинное, хорошее веселье, и вино только из истинного, невинного веселья делает твоё веселье пьяным, безумным и порочным.
Л.М. Толстой

Чем менее разнообразия в движениях мы допускаем у ребёнка, тем менее ловкости и грациозности мы у него встретим.
П.Ф. Лесгафт

Школа должна сделать всё возможное, чтобы укрепить здоровье и силы подрастающего поколения: она должна обеспечить детям здоровое питание, здоровый сон, удобную тёплую одежду, гигиенический уход за телом, свежий чистый воздух достаточное количество движений.
Н.К. Крупская

Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средства борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти вокруг борьбы за мнимую честь школы.
В.А. Сухомлинский

Человек познаёт сам себя только в тоё мере, в какой он познают мир.
И. Гёте

Прежде всего, поучай себя сам; тогда ты научишься чему – либо и о других.
И. Гёте

Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собою.
В. Гумбольдт

Первое и труднейшая должность человека есть победить свои страсти.
И.А. Крылов

Способность постигать своё собственное «Я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребёнка; с этого момента он… делается способным к рефлексии над самим собой…
Г. Гегель

Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.
Н.Г. Чернышевский

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
Л.Н. Толстой

Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, – всё равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью.
Л.Н. Толстой

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает е работе над собою.
Л.Н. Толстой

В совершенствовании человека – смысл жизни.
М. Горький

Тайна характера – это ведь и тайна поведения, ключ к тому комплексу, который влияет на вас в другом человеке, внушает доверие и уважение к нему, жажду за ним следовать; и это не рождается разумом, оно глубже разума, и оно связано как-то и с тем, каким ты сам теперь должен стремиться быть.
М.С. Шагинян

Не исправленные вовремя ошибки становятся частью души. Л.М. Леонов
Слияние надо и трудно – это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека.
В.А. Сухомлинский

Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
В.А. Сухомлинский

Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо.
В.А. Сухомлинский

Самая большая победа – это победа над самим собой.
В.А. Сухомлинский

Если подросток не приходит ко мне радостный, возбуждённый, окрылённый и не рассказывает о том, как ему удалось заставить себя, как он преодолел не хочется, как почувствовал себя сильным – если в воспитательной работе этого нет, нет и не может быть никакого воспитания.
В.А. Сухомлинский

Доступный способ узнать себя – трезво, честно, без снисхождения сравнить с другими.
В.Ф. Тендряков

Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу.
Я. Корчак

Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное святое детство!
Я. Корчак

Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Беда многих учителей заключается в том, что они забывают: ученик – это, прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.
В.А. Сухомлинский

Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю.
В.А. Сухомлинский

Человек не может стать нравственным без общения с другими людьми.
Ф. Энгельс

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас.
А.С. Макаренко

Школы – гиганты следовало бы разукрупнить, чтобы каждая имела свое лицо, чтобы дети были знакомы друг с другом, чтобы учителя узнавали в коридоре тех, кого они воспитывают, чтобы весь школьный коллектив дружески общался на школьных праздниках, на литературно – художественных вечерах, в кружках.
А.С. Макаренко

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. Сент – Экзюпери

Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал.
Ф.Г. Углов

Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.
В.А. Сухомлинский

Лучше держать детей в строгости и в страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию.
Я.А. Коменский

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет.
И. Гёте

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
И. Шиллер

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.
Н.М. Карамзин

Один отец значит больше, чем сто учителей.
И. Гербарт

Отец и мать, какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими, какими бы они желали быть сами.
Л.Н. Толстой

Родители часто путают понятия: «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы.
А.Г. Рубинштейн

Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая.
А.С. Макаренко

Там, где отец или мать уходят от семьи, там семья как коллектив разрушается, и воспитание ребенка затрудняется.
А.С. Макаренко

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания.
А.С. Макаренко

Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитать в себе чувство меры.
А.С. Макаренко

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский

Если люди говорят плохое о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе.
В.А. Сухомлинский

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
В.А. Сухомлинский

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
В.А. Сухомлинский

Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь.
И.И. Мечников

Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей.
Ф.Э. Дзержинский

Наши дети – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира.
А.С. Макаренко

Вы родили и воспитываете сына или дочь не только ради вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец.
А.С. Макаренко

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс

Человек ответственен за качество своего мышления, ибо оно или творит или разрушает.
Рерих
Сомнение – полпути к мудрости.
Публилий Сир

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.
Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери

Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.
А.И. Солженицын

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.
Конфуций

Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, тогда как выпускник университета может украсть целую железную дорогу.
Т. Рузвельт

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.
Р. Бах

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.
В.Ф. Шаталов

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
В. Вильсон

Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Бисмарк

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки.
Т. Рузвельт

На школьном пути, все зависит от качества преподавателей, их примера, их любви к делу.
Дмитрий Менделеев

То, чему мы учились в школах и университетах – не образование, а только способ получить образование.
Р. Эмерсон

Обучать – значит вдвойне учиться.
Жозеф Жубер

Педагог – это инженер человеческих душ.
Михаил Калинин

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег

Педагогика – не наука, а искусство.
К.Д. Ушинский

Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит вас, заслуживает это имя.
Иоганн фон Гете

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.
Элберт Хаббард
Учить могут только те, кто знает больше тех, кого хотят учить.
Николай Островский
Учитель – игла; ученик – нить.
Миямото Мусаси

Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция.
Жак Барзэн

Хотите вы позаботиться о своих детях, позаботьтесь о процветании тех, которым вверено их воспитание!
Адольф Дистервег

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский

Чтобы обучить дpугого, тpебуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Мишель Монтень

Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя.
Лев Толстой

Школа – это заведение, где детей учат нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого.
Виктор Кротов

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения.
Анри Барбюс

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать.
Уинстон Черчилль
Я убежден: школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка...
Учитель призван реализовывать мечты детей.
А. Захарченко

Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон

Обучая учусь.
Сенека Старший

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С. Макаренко

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж.Ж. Руссо
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле – и одно из самых эффективных.
Дейл Карнеги

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман

Признак хорошего образования – говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон

Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Демокрит

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.
Саади

Век живи – век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Козьма Прутков

Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.
С.Л. Рубинштейн

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Л.С. Выготский

Прежде всего, следует образовывать умы, потом руки и, наконец, языки.
Я.А. Коменский

Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
А. Шопенгауэр

Невежество – это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, пожалуйста; но думайте также, думайте, прежде всего, о просвещении умов.
В. Гюго

С помощью просвещения становится на ноги всякий народ, от просвещения проистекает всякое благополучие.
Х. Абовян

Просвещение имеет своей целью воспитание характера.
Г. Спенсер

Женщины стали так образованны, что их уже ничто не удивляет – кроме счастливого брака.
О. Уайльд

Образование позволяет нам терпеливо выслушать почти любую глупость.
Р. Фрост


Источники:
Педагогика для всех: Афоризмы и мысли / Сост. В.В. Чечет, В.В. Чечет. – 2-е изд., доп. – Мн.: Нар. Асвета, 1992. – 190 с.
Педагогика в афоризмах и изречениях / Сост. В.В. Чечет, В.В. Чечет. – 3-е изд., доп. – Мн.: "АВЕРСЕВ", 2013. – 109 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранные сообщения

Приветствие

Уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на страницах блога "Учителю географии". Для пополнения блога информацией буду при...